Улучшаем качество звука

В предыдущих статьях мной были изложенные некоторые теории качественного звука, отличные от общепринятых норм. Теперь перейдем к практике.Существуют различные системы пространственного изменения звука. Рассмотрим их достоинства и недостатки.

Схема представляет собой образно выражаясь «подавитель» центра звуковой сцены. Это один из лучших и «правдивых» расширителей стереобазы. Аналогичный, на слух, устанавливался на переносном магнитофоне «Весна 212С». Основан на суммарно разностном принципе изменения звукового поля. Широкого распространения не получил, скорее всего потому, что своей работой имитирует более широкую расстановку динамиков, при этом не вносит существенных изменений в звуковое поле. С другой стороны, настройки критичны к исходному звуку.

Если слушать» солянку» из разных композиций прослушивание без перестройки утомляет. Описана схема в литературе: М. Старостенко. г. Миасс, Челябинской обл. Радио 1989,Регулятор ширины стереобазы, рокот фильтр. Эту схему можно существенно упростить, при этом сохранив воздействие на стерео звук и универсальность.
Вторая система расширителей стерео базы строится по схеме

Принцип действия основан на подмешивании сигнала из канала в канал (ключевые элементы R5, C1). На основании подобной схемы реализован расширитель стерео базы на TDA3810. Похожий эффект получается от переключения кнопки 3D в компьютерных колонках или программных расширителях стерео базы в некоторых проигрывателях. Описать работу — результат можно примерно так. При сведении звука звукорежиссером часто берется за основу какой либо музыкальный инструмент: синтезатор или гитара. Звуком этого инструмента заполняется вся ширина базы, затем на этот фон налаживаются другие инструменты и вокал. При включении этого расширителя все звуки заполняют почти всю ширину базы. Прикольно, но несколько не естественно.

Я предлагаю отличную от приведенных примеров схему, обладающую высокой универсальностью, то есть ее легко можно вернуть в исходное положение, вернуть свойства исходного пред усилителя (усилителя).

усилитель эффектов стерео stereo-plus.com

усилитель эффектов стерео

На рисунке показана схема доработки предварительного усилителя на микросхеме NE5532. Принцип работы описан в предыдущей статье Усилитель эффектов стерео .

Добавленными элементами резистором 2 кОм изменяется чувствительность к разнице каналов. Настраивается необходимая «воздушность» звука. Переключатель SA.1 для контроля вносимых изменений. Первое время хочется «навернуть побольше» но затем настройка как правило устанавливается на величине проявления окружения звуковых образов. Резисторами 150 кОм в цепи ОС — детальность звука. Качество проработки в зоне ВЧ, в первую очередь и во всем диапазоне — как следствие. Резисторы предпочтительно счетверенные — для одновременного снижения входного уровня или два сдвоенных ( достаточно для опытов).

Результат работы оптимально настроенной схемы (под свои компоненты: ЦАП, усилитель, колонки. На слух.) оценивается слушателями как более чистая фонограмма. Повышается разборчивость звука, можно слушать на малой громкости.Субъективно, кривые равной громкости выравниваются. Звук более детальный, воздушный. Проявляется микро динамика звука. При этом для получения высоких (аудиофильских) результатов в СЧ-ВЧ диапазоне достаточно динамиков класса 6ГДШ (широкополосников) так как электрически, усилителем из звука извлекаются и отдельно усиливаются характерные элементы звуковой сцены. Снижаются требования к чувствительности и в частности к механической добротности динамиков. Усилитель эффектов стерео — потому, что усиливаются в бОльшей степени звуки, характеризующие стерео. Можно добиться результата, когда центральные кажущиеся источники звука будут сохранять свое центральное положение даже при выходе слушателя за пределы базы расположения колонок. Но при этом качество будет несколько хуже.

Следующий элемент качественного звука разумеется конденсаторы. Много где говорилось, что лучшего результата можно добиться путем замены неполярных конденсаторов в кроссовере колонки на пленочный аналогичной емкости. Но при этом ни слова про усилитель. Я считаю, что добавление пленочных конденсаторов в звуковые цепи параллельно с электролитами, емкостью около 10% от имеющегося номинала будет явно не лишним.В крайнем случае smd с соответствующим напряжением. Особенно если схема построена на одно полярном питании.

Не менее важным элементом для усилителя — это скорость нарастания сигнала. Косвенно это можно определить по верхней граничной частоте. 40 кГц вполне достаточно. Такими свойствами обладают многие усилители, даже автомобильные. Хочу уточнить, что важна скорость нарастания сигнала, при этом срез звуковой частоты может быть и 16 кГц без субъективной потери качества звука. Каким то образом коэффициент усиления усилителя влияет на скорость нарастания сигнала (разборчивость). Я бы не упоминал этот момент если бы не некоторые наблюдения. При прослушивании различных каналов спутникового телевидения воздействие коэффициента усиления ( в моем случае 250) не имеет никакого негативного влияния кроме как для канала MTV HD. Не знаю, каков формат вещания, но звук превращается в «кашу» или как некоторые бы сказали «слишком много ревера». Коэффициент усиления приходится снижать, при разомкнутом SA.1 . Таков результат схож с утверждениями любителей лампового звука, которые говорят, что на ламповом усилителе современную музыку слушать невозможно. Так же результат работы усилителя с высоким коэффициентом усиления я бы сравнил и работой усилителя с ИТУН по описаниям результата. Но при этом требования к имеющейся акустике не меняются.

Усилитель эффектов стерео можно собрать на базе пред усилителя NE5532 из Китая.

Эффекты стерео

Здесь выпаяны резисторы цепи обратной связи, которые будут впоследствии заменены на 120 кОм и 1 кОм. На входе навесным монтажом делитель напряжения на 120, можно чуть меньше, что бы играло громче ;). Между точками соединения делителя ОС навесом резистор ~ 1,5 кОм. Получается нерегулируемый хех «улучшайзер».


Добавлены пленочные конденсаторы. Такой встроил себе в CD авто магнитолу Сони. Тылы пришлось отключить. Звук радует, на штатной акустике субъективно улучшились «низы», ВЧ чище. Инструменталка и джаз на ура.

Все нюансы работы схемы изложить сложно, задавайте вопросы.

7 идей о “Улучшаем качество звука

  1. Геннадий

    Что же мы услышим на выходе, при таком делителе на входе и таком коэффициенте усиления — практически одни шумы и наводки.

    1. Николай Автор поста

      Нет, и не пробовал. АЧХ как и многие горячо обсуждаемые факторы несут второстепенную роль. Посмотрите одноименных канал на ютьюб.

  2. Валерий

    Добрый день!
    1) это устройство достойно внедрять не далее, чем в автомагнитолу и иже с ней или в домашней системе действительно высокого уровня она тоже не вызовет отрицательных эмоций? (расстояние между акустикой небольшое, жанры музыки разнообразны включая классику и электронику)
    2) не могу найти (Санкт-Петербург, Али, Авито) хотя-бы двойного потенциометра на 150 ком, не говоря уже о счетверенном. Какой номинал возможно применить и какие изменения в схеме необходимы при, скажем, 100 ком.
    Спасибо.

    1. Николай Автор поста

      1. Устройство на порядок улучшает субъективное качество звука. Главное, оконечный усилитель: двойное моно или близко к этому. Популярные TDA7379 или TDA7850 не подойдут.
      2. Для начала вполне достаточно два сдвоенных. Теория и принцип выбора номиналов здесь:https://stereo-plus.com/%d1%83%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d1%8d%d1%84%d1%84%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%be%d0%b2-%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%be/ . Точные номиналы возможно подобрать после лабораторной работы с программой измерения «прозрачности» звука, которой пока нет, как и не дано определение «прозрачности».

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.